[греч. Κορνήλιος; лат. Cornelius] (I в.), св. (исп. или сщмч.?) (пам. 13 сент.; пам. визант. 11, 13 сент., 20 окт., 9 июня; пам. зап. 20 окт.). Наиболее ранние сведения о святом содержатся в Деяниях святых апостолов (Деян 10. 1-48), где представлено его неполное имя: родовое имя (nomen) Cornelius, принадлежащее патрицианской рим. семье и с I в. до Р. Х. широко вошедшее в употребление в империи. Он назван в Деян. 10.1 «командующим сотней» (κατοντάρχης), что соответствует рим. воинской должности «центурион» (сотник). К. С. служил во 2-й Италийской когорте (Cohors II Militaria ltalica Civium Romanorum Voluntariorum - ок. 69 г. до Р. Х.- II в. по Р. Х.) - вспомогательной единице рим. армии в пров. Сирия, расквартированной в Кесарии Палестинской (Приморской), которая была в то время рим. колонией (Caesarea Maritima). В когорте под начальством К. С. служили добровольцы из рим. граждан (основную массу гарнизона составляли сирийцы, греки и самаряне), ее численность в тот период, вероятно, была ок. 500-600 чел. (Fitzmyer. 1998. P. 449; Левинская. 2008. С. 123-141).
Однажды, когда К. С. по обыкновению совершал молитву в 9-м часу (т. е. в 3-й час дня - время регулярной молитвы для иудеев - ср.: Деян 3. 1), ему явился ангел Божий и велел послать людей в Иоппию (ок. 50 км от Кесарии) за ап. Петром для принятия слов спасения; К. С. в точности исполнил его повеление (Деян 10. 3-8). Ап. Петр пришел к К. С. после полученного от Бога видения - сосуда с нечистыми животными (Деян 10. 9-16). Встретив ап. Петра у порога дома, К. С., несмотря на свой чин, почтительно склонился перед ним до земли. Едва ап. Петр закончил проповедь, на К. С., его друзей и родственников сошел Св. Дух (Деян 10. 44-46) и все в доме, получив дар Св. Духа, стали говорить на разных языках (ср.: Деян 2. 4 сл.). К. С. и его домочадцы были крещены ап. Петром (Деян 10. 47, 48). Апостол пробыл в доме неск. дней, при этом он ел со всем семейством К. С. за одним столом. Впосл. ап. Петр обосновал перед Иерусалимской Церковью законность крещения К. С., поскольку нек-рые упрекали апостола за общение с необрезанными (Деян 11. 1-18).
К. С. постоянно пребывал в молитве и творил много милостыни народу (Деян 10. 2). Его благочестие представлено в контексте иудейской религии: под термином «народ» у евангелиста Луки обычно понимается народ Израилев (Gaventa. 1992. P. 1154; Fitzmyer. 1998. P. 450). К. С. также именуется «боящийся Бога» (Деян 10. 2; ср. 13. 16), что указывает на язычников, почитавших Бога Израилева и воспринявших к.-л. черты иудаизма, но при этом не ставших прозелитами (Fitzmyer. 1998. P. 500). В русскоязычной лит-ре К. С. относят к категории т. н. «квазипрозелитов» (или полупрозелитов), т. е. симпатизирующих иудаизму язычников, к-рые, не выполняя всех обрядов закона, заменяли их делами милосердия (см., напр.: Левинская. 2008. С. 104-105). Если бы К. С. стал прозелитом и обратился в иудаизм, ему бы пришлось отказаться от должности центуриона, к-рая предполагала участие в офиц. отправлении языческих культов (Левинская. 2000. С. 220; см.: Ios. Flav. Antiq. XVIII 84). И хотя К. С., «одобряемый всем народом Иудейским» (Деян 10. 22), был благодетелем евр. общины и соблюдал отдельные ритуалы, он не являлся ее членом и оставался в глазах евреев язычником; примечательно, что спутники ап. Петра, состоящие из евреев-христиан, были обескуражены тем, что К. С., будучи язычником, удостоился дара Св. Духа (Деян 10. 45).
Приглашение ап. Петра в дом К. С. и их совместная трапеза являются одними из ключевых примеров (наряду с Деян 15. 20, 29; Гал 2. 12) для разрешения вопроса о запрете принимать пищу с христианами из язычников (Gaventa. 1992. P. 1155; Conzelmann. 1987. P. 79). Формально К. С. не был 1-м язычником, обращенным в христианство (см. рассказ об обращении эфиоп. евнуха - Деян 8. 27-39), но именно после этого события началось распространение христианства среди язычников (Деян 11. 1; Fitzmyer. 1998. P. 447). В гл. 11 Деяний св. апостолов история обращения К. С. пересказана еще раз, словами ап. Петра, тем самым автор книги ап. и евангелист Лука подчеркивает важность крещения К. С. и его домочадцев для всего дела христ. миссии.
В раннехрист. экзегезе К. С. служит назидательным примером силы молитвы (Cypr. Carth. De orat. Dom. 5), величия дара милостыни (Ioan. Chrysost. De poenit. 3; Idem. In Act. XXII 1), а также того, что одних добрых дел без искренней веры в Бога недостаточно для спасения (Aug. De praedest. sanct. 7. 12; Сyr. Hieros. Catech. 3. 2).
В т. н. Псевдоклиментинах (III в.) приводится предание о том, что после своего обращения К. С. исцелился от одержимости бесами и помогал ап. Петру и его спутникам в борьбе с Симоном Волхвом (Ps.-Clem. Recogn. X 55; Hom. XX 13 // Écrits apocryphes chrétiens / Éd. F. Bovon, P. Geoltrain. P., 2005. Vol. 2. P. 1582, 1990).
Впосл. на греч. языке были составлены Мученичества К. С. (BHG, N 370y, 371), Эпитома и Чудеса (BHG, N 370z). Согласно Мученичеству, написанному прп. Симеоном Метафрастом (X в.), после крещения К. С. путешествовал с Петром и др. апостолами, проповедуя Евангелие, а затем был направлен ими в г. Скепсис в М. Азии, жители к-рого пребывали во мраке идолопоклонства. Там он обратил ко Христу правителя Димитрия, его жену, сына (см. ст. мученики Димитрий, Еванфия и Димитриан) и впосл. всех жителей города. К. С. дожил до глубокой старости, узнав о приближающейся кончине, дал последние наставления верующим и с миром отошел ко Господу. Димитрий с семьей, пресв. Евномий и христиане Скепсиса с честью похоронили К. С. близ развалин языческого храма. На месте его погребения вскоре вырос терновый куст и со всех сторон укрыл могилу, так что только присутствующие на похоронах знали, где она находится. Долгое время там происходили различные чудеса. После смерти современников К. С. его могила была заброшена. Однажды в Скепсис прибыл Сильван (Силуан), еп. Троады (первоначально был назначен свт. Аттиком, архиеп. К-польским (406-425), епископом Филиппополя, а затем Троады (Socr. Schol. Hist. eccl. VII 36); следов., описываемые в Мученичестве события относятся к 1-й пол. V в.). Святой явился епископу в ночном видении и открыл место своего погребения. Он повелел воздвигнуть храм в месте, называемом Пандохион (Πανδόχειον; Pandochium; в переводе на русский - «постоялый двор»), и перенести туда его останки. Усердием Силуана и на средства благочестивого богатого человека по имени Евгений, к-рому К. С. явился во сне, церковь в скором времени была построена. Ковчег с останками святого был поднят невидимой силой и поставлен с правой стороны алтаря. Пораженные чудом, мн. язычники уверовали во Христа. После кончины Силуана еп. Скепсиса Филосторгий поручил иконописцу Енкратию расписать новый храм и написать икону К. С. Желавший как можно точнее изобразить святого, но не имевший представления, как он выглядел, Енкратий пришел в уныние, возроптал на епископа и позволил себе сказать бранные слова в адрес К. С. Тотчас иконописец упал с лестницы и лежал бездыханным, а его рот наполнился червями. Святой, проявив милосердие к Енкратию, явился ему во сне и, обуздав его неумеренный язык, не только исцелил иконописца, но и открыл ему свой образ.
Вероятно, на основе Деяний св. апостолов возникла традиция называть К. С. епископом Кесарии Палестинской: в сб. «Апостольские постановления» (ок. 380), авторство к-рого приписывается сщмч. Клименту, еп. Римскому, говорится, что Корнилий занял епископскую кафедру в Кесарии после Закхея (Const. Ap. VII 46 // PG. 1. Col. 1047-1050). Почитание святого в этом городе было распространено уже в IV в.: по сведениям анонимного паломника из Бурдигалы, в 333 г. в Кесарии находилась купальня К. С., от к-рой происходили мн. исцеления (Itinerarium Bordigalense // Itineraria et alia geographica. Turnholti, 1965. [Vol. 1.] P. 13. (CCSL; 175)); в кон. IV в. св. Павла видела здесь перестроенный в церковь дом святого (Hieron. Ep. 108 // PL. 22. Col. 882), куда, согласно сказанию из дометафрастовского Минология, изданного Ф. Алькеном по рукописи из афонского мон-ря Филофей (Ath. Philoth. 8, XI в.), была перенесена десница К. С. Вероятно, к сер. VI в. получило распространение предание, что К. С. не только был крещен, но и принял мученическую кончину в Кесарии, где паломник из Пьяченцы (ок. 570) видел могилу святого (Theodos. De situ Terrae Sanctae // CCSL. 175. P. 116; Anon. Placent. Itinerarium // Ibid. P. 152).
Традиция почитания К. С. как епископа Кесарии Палестинской была воспринята на Западе: в мартирологах IX в. (Адона Вьеннского, Узуарда, Ноткера Заики), в «Перечне святых» Петра Наталиса († не позднее 1406 - Petr. Natal. CatSS. III 73), а также в Римском Мартирологе (80-е г. XVI в.) память святого, названного епископом, указана под 2 февр. В совр. Римском Мартирологе память К. С. отмечена под 20 окт.
В визант. Синаксарях, где память святого обозначена под 13 сент. вместе с памятью мучеников Димитрия, Еванфии и Димитриана либо отдельно под 11 сент. (напр., Paris. gr. 1589 и Ambros. C. 101. Sup, XII в.), К. С. не назван епископом: в сказаниях говорится, что после крещения он был поставлен во главе Скепсиса ап. Петром (или апостолами Петром и Тимофеем). В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) сказание о святом помещено под 20 окт., здесь К. С. назван епископом Скамандра. Под этим же числом его память отмечена в Типиконе Великой ц., при этом в списке из мон-ря Честного Креста в Иерусалиме К. С. упоминается как мученик (Mateos. Typicon. T. 1. P. 72).
Память К. С. значится в копто-араб. календаре Абу-ль-Бараката (XIV в.) под 29 кихака (25 дек.) и 23 хатура (19 нояб.) (Le Calendrier d'Abou'l-Baraka t / Éd., trad. E. Tisserant. P., 1915. P. 259, 261. (PO; T. 10. Fasc. 3)).
На груз. языке сохранились 2 версии метафрастической (расширенной) редакции Жития К. С. и синаксарное сказание о нем. 1-я версия была переведена на грузинский язык в XI в. Феофилом Хуцесмоназони (рус.- Иеромонах), насельником груз. Иверского мон-ря на Афоне, и сохранилась в коллекции мон-ря в рукописи того же века (Ath. Iver. georg. 20. Fol. 61v - 67). 2-я версия дошла в рукописи XVI в. и была издана (Кут. 4. С. 145-154.- Древний метафрастический сб. 1986. С. 188-196). Обе расширенные версии находятся под 13 сент. Синаксарное сказание было составлено в XI в. прп. Георгием Святогорцем, также подвижником Иверского мон-ря, и включено под 20 окт. в сб. Великий Синаксарь, который сохранился в рукописях того же века в скрипториях разных монастырей (Ath. Iver. georg. 30; Sinait. iber. 4; Hieros. Рatr. georg. 24/25; НЦРГ. А 97, А 193, Н 2211). Служба К. С., составленная прп. Иосифом Песнописцем, дошла под 12 сент. в 2 груз. гимнографических сборниках XII в. в коллекции Иерусалимской Патриархии (Hieros. Patr. georg. 110. Fol. 65v - 67v; 124. Fol. 48v.- Георгий Мтацмидели. 2007. С. 188-192). Перевод был выполнен в XI в. прп. Георгием Святогорцем, служба содержит стихиру на «Господи, воззвах» 1-го гласа, прокимен и канон. В палестино-груз. календаре Sinait. iber. 34 (X в.) память К. С. отмечена под 20 окт. (Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 98, 362).
В древнерус. календарях память К. С. встречается под всеми датами, известными из визант. агиографической традиции: 11 сент. (напр., в Месяцесловах Апостола - ГИМ. Син. № 722, 1307 г., и Евангелии Симеона Гордого, 1343-1344), 13 сент. (в большинстве месяцесловов), 19 окт. (в месяцеслове Евангелия Мстислава Великого, нач. XII в.) и 20 окт. (напр., в месяцеслове Евангелия - ГИМ. Син. № 69, 1358 г.). Постепенно 13 сент. стало единственной датой памяти этого святого.
В нестишных Прологах краткой редакции память К. С. вместе с памятью мучеников Димитрия, Еванфии и Димитриана приводится под 11 сент. без житийного текста, а Житие этого святого помещено под 20 окт. (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам. М., 2010. Т. 1. С. 58, 232-234). В древнейших списках Пролога краткой редакции место и время поставления К. С. епископом указано по-разному: «в Леандре», «в Алеандре», «в Александре», «в Александрии»; «в лета Андрея», «в лета святых апостол» (Там же. С. 235). Греч. источники этой проложной статьи позволяют уточнить название города, где был епископом мч. Димитрий: в Синаксаре Vat. gr. 2046 (XII в.) указан Меандр, а в Минологии имп. Василия II - Скамандр. Поскольку дальше в Прологе дается уточнение «рекше в Скитьстем граде, близ Авида», то становится ясно, что речь идет о Скамандре, который, как и Авидос, находился в Троаде. Под «Скитстем градом», видимо, подразумевается находившийся напротив Авидоса, на др. берегу Геллеспонта, Сест, а не расположенный в глубине Троады Скепсис (как считает Л. В. Прокопенко - Там же. С. 235). В данном проложном Житии не упоминается о мученической кончине К. С.: согласно этому тексту, он «с миром скончася».
Нестишной Пролог пространной редакции содержит Житие К. С. под 13 сент. Согласно этому источнику, ап. Петр поставил К. С. епископом в «Костянтине Палестиньстеи» (т. е. в Кесарии Палестинской), и тот принял мученическую смерть за Христа «от неверных» (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 653).
В стишном Прологе Житие К. С. также находится под 13 сент. В нем повествуется, как К. С. был послан ап. Петром в «Скепсейский град», где крестил жителей и кн. Димитрия с семьей, но не говорится о мученичестве: «...тем апостольское житие пожив к Господу отиде» (Петков Г., Спасова М. Търновската редакция на Стишния Пролог. Пловдив, 2008. Т. 1. С. 59-60).
В ВМЧ включены все 3 проложные версии Жития К. С.: под 13 сент. помещены тексты из нестишного Пролога пространной редакции и из стишного Пролога (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 653, 670), под 20 окт.- из нестишного Пролога (ВМЧ. Окт. Дни 19-31. Стб. 1571-1572).
Из противоречивой информации о месте епископства К. С. и об обстоятельствах его кончины свт. Димитрий, митр. Ростовский, выбрал для своих Четьих-Миней следующее: в заглавии Жития, помещенного под 13 сент., К. С. назван священномучеником, несмотря на то что в тексте говорится о его мирной кончине; город, где святой проповедовал Христа, назван «Скипсеосейстем градом».
В южнослав. рукописях с XV в. встречается пространное Житие К. С., написанное прп. Симеоном Метафрастом (Иванова К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 202-203).
Память К. С. отмечается 29 окт. в древнем иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., сохранившемся в груз. переводе. В этот день на литургии назначаются чтения 2 Кор 8. 16-24, аллилуиарий со стихом из Пс 66, Евангелие Лк 24. 13-35 (Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. P. 48).
Согласно Типикону Великой ц. IX-XI вв., память К. С. отмечается 20 окт.; богослужебное последование не описано (Mateos. Typicon. T. 1. P. 72). В этот же день в архаичной груз. Минее Sinait. georg. 65, X в., содержится служба К. С., включающая канон и 2 цикла стихир (см.: Л. 104 об.- 106).
В различных редакциях Студийского устава память К. С. отмечается 13 сент.
Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., отражающему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, богослужебное последование К. С., состоящее из канона и цикла стихир-подобнов, соединяется со службами Октоиха и предпразднства Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Пентковский. Типикон. С. 281). Там же содержится заметка, что первоначально 13 сент. совершалась служба с пением на утрене «Аллилуия», но в Студийско-Алексиевском мон-ре стали петь службу с «Бог Господь» и тропарем (т. е. более торжественную) ради предпразднства Крестовоздвижения - т. о., праздничные элементы службы 13 сент. не имеют отношения к памяти К. С.
В рукописных слав. Минеях студийской традиции помимо канона и цикла стихир К. С. назначается также седален (Ягич. Служебные Минеи. С. 0109-0118).
В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. служба 13 сент. имеет тот же состав, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе; на литургии К. С. назначается прокимен из Пс 32 и Апостол, Деян 10. 1-? (конец чтения неясен; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 269-270). В афонских (напр., в Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в.- Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 231-232) и южноиталийских (напр., в Мессинском Типиконе 1131 г.- Arranz. Typicon. P. 21-22) редакциях Студийского устава память К. С. 13 сент. отсутствует, ее, по-видимому, вытесняет праздник Обновления (Освящения) храма Воскресения Господня в Иерусалиме.
В Иерусалимском уставе память К. С. тоже отмечается 13 сент.; в этот день соединяются богослужебные последования предпразднств Крестовоздвижения, Обновления храма Воскресения и К. С. В службе присутствуют праздничные элементы - вход и 3 паремии на вечерне, что связано с праздником Обновления, а не с памятью К. С. Последование К. С. включает минимальный набор песнопений: канон, цикл из 3 стихир-подобнов и седален - в этом виде оно сохранилось в совр. греч. изданиях. В рус. Типиконах, начиная с первопечатного издания 1610 г. и в рус. Минее с издания 1636 г., появляется отпустительный тропарь К. С. 4-го гласа В румын. богослужебных книгах кон. XVIII - нач. XIX в. назначается иной отпустительный тропарь К. С.- но с 1-й пол. XIX в. он заменяется на тот же, что и в рус. изданиях.
В случае совпадения 13 сент. с воскресным днем соединяются последования Октоиха, предпразднства Крестовоздвижения и Обновления, а последование К. С. опускается; эти указания содержатся как в Марковых главах иерусалимских Типиконов, так и в новых греч. Типиконах протопсалта Константина (Κωνσταντίνος. Τυπικὸν. 1838. Σ. 11-12) и Г. Виолакиса (Βιολάκης. Τυπικὸν. 1888. Σ. 72-74). В рус. Типиконах (в храмовых главах) присутствуют указания о совершении службы в храмах, посвященных К. С., в воскресный или будний день.
Богослужебное последование К. С., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает следующие элементы: отпустительный тропарь 4-го гласа (только в славянских); канон Иосифа Песнописца плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа с акростихом Τῶν θαυμάτων σου τὸ κλέος μέλπω, μάκαρ. ᾿Ιωσήφ ( ), ирмос: ῞Ιππον κα ἀναβάτην̇ ( ), нач.: Ταύτην σου τὴν φωσφόρον ( ); цикл стихир-подобнов; седален.
В рукописях сохранились песнопения К. С., не вошедшие в совр. богослужебные книги. Напр., в груз. Минее Sinait georg. 65 (X в.) под 20 окт. помещены 2 группы стихир-подобнов и канон 4-го гласа (с груз. акростихом). Также по рукописям известен общий канон предпразднству Крестовоздвижения, К. С. и др. святым, составленный Георгием Никомидийским, 2-го гласа, ирмос: Δεῦτε, λαοί̇ ( ), нач.: ῾Η τοῦ σταυροῦ σήμερον χάρις (Креста днесь благодать) (см.: Ταμεῖον. Σ. 43).
В пространном Мученичестве К. С. Симеона Метафраста говорится о создании во 2-й четв. V в. (после 425) по инициативе Филосторгия, еп. Скепсиса, первого изображения святого: он чудесным образом явился иконописцу Енкратию, но сведения об облике святого в тексте не приведены.
Сюжетные композиции с изображением К. С. иллюстрируют историю его обращения. Одно из ранних на миниатюре в рукописи Sacra parallela (ок. сер. IX в.) прп. Иоанна Дамаскина из Национальной б-ки в Париже (Paris. gr. 923. Fol. 163v) представляет видение К. С. ангела в облике «мужа в светлых одеждах» (Деян 10. 3-6). В иллюминированной Библии из Сент-Омер (Франция) (Paris. fr. 152. Fol. 456, 1300-1325 гг.) иллюстрацией к тексту Деяний (10. 47-48) стала сцена крещения К. С. (по зап. обряду): он в красном платье приближается со склоненной головой к ап. Петру в облачении епископа; за К. С.- фигуры еще 2 крещающихся в таких же платьях, один из них в короне. Названные композиции входят в изобразительные циклы, посвященные истории ап. Петра. Согласно греческому руководству для живописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733),- сцену крещения К. С. рекомендовано включать в цикл «Чудеса ап. Петра»: «Корнилий с проседью в длинной бороде стоит в воде вместе с пятью человеками; Петр правую руку держит на голове его. У воды толпятся мужи и жены» (Ерминия ДФ. С. 186). Наиболее ранний пример подобного цикла представлен в росписи придела апостолов Петра и Павла собора Св. Софии Киевской (1046-1061/67). В алтаре сохранились 2 композиции: «Ап. Петр в доме сотника Корнилия» и «Крещение ап. Петром дочери сотника Корнилия» (Логвин Г. Н. Собор Св. Софiï в Києвi. К., 2001. С. 112. Ил. 65, 66). В 1-й сцене К. С. изображен средовеком с темными волосами и короткой бородой, его руки приветственно протянуты навстречу благословляющему его ап. Петру (оба с нимбами), взгляд больших глаз изумленный; облачен в плащ с тавлионом. В сцене крещения сохранились лишь 2 из 4 фигур наблюдающих за совершением таинства, очевидно там было и изображение К. С.
В Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 125, 1-я четв. XI в., К-поль) Житие святого проиллюстрировано миниатюрой из 2 сцен: разрушение языческого храма в г. Скепсис и успение К. С. Святой напоминает обликом свт. Афанасия Великого - в преклонных летах, седовлас, на лбу небольшие залысины, борода длинная, клиновидная; одежды святительские - фелонь и омофор. В 1-й сцене К. С. показан в 3/4-ном повороте с молитвенно воздетыми, покровенными фелонью руками, на фоне - падающие фигурки богов и разрушающиеся своды языческого храма, под к-рыми гибнут идолопоклонники. Во 2-й сцене почивший святой лежит на одре, в сложенных на груди покровенных руках - Евангелие. Успение К. С. также представлено на миниатюре в рукописи с житиями святых (Marc. 586. Fol. 110r, XI в., Венеция). В Минологии на сент. (Lond. Brit. Lib. Add. 11870. Fol. 108r, кон. XI в., К-поль) Житие святого под 13 сент. предваряет миниатюра, где К. С. изображен в молении; средовек с темными волосами и короткой бородой, облачен в длинное светское платье голубого цвета с фигурными горловиной и подолом синего цвета; архитектурное сооружение округлой формы, видимо, обозначает его дом; в правом верхнем углу композиции - небесный сегмент с исходящими 2 лучами.
В минейном цикле в росписи нартекса ц. Св. Троицы мон-ря Козия (между 1390 и 1391) под 13 сент. помещено изображение распятого на кресте святого. Он в возрасте Христа, темноволос, борода короткая, из одежд - лишь препоясание. Надпись « » удостоверяет, что это сцена мучения К. С. В настенный минологий ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (ок. 1350) включена сцена перенесения мощей К. С. Надпись не сохранилась, изображение идентифицируется по одеждам святителя, упоминанию в Житии святого о перенесении мощей и совершившемся при этом чуде, а также по расположению сцены под 13 сент.
Единоличные изображения К. С. входят в состав минологиев, рукописных, храмовых настенных, иконных. Так, в паре с мц. Феодорой Александрийской (пам. 11 сент.) он изображен на миниатюре в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов, кон. XV в., РНБ. О.I.58. Л. 77) - в рост, в фелони, с омофором, голова не покрыта, в левой руке - кодекс, обликом напоминает свт. Иоанна Златоуста. В настенных минологиях: предположительно в ц. Благовещения мон-ря Грачаница (ок. 1320; сохр. без надписей ростовые фигуры святителя в крещатой ризе и мученика в красном плаще); в ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье (Македония; 1376-1381 или 1380-1381; погрудно, идентифицируется по надписи); в пронаосе храма мон-ря Воронец (1546); в притворе ц. св. Апостолов в Пече (1561; по колени). На иконах: «Минея годовая» (1-я пол. XVI в., Музей икон, Рекклингхаузен) - средовек с короткой бородой; атрибуты святого отражают мученический и воинский аспекты его почитания: в правой руке он держит крест, хотя изображен без лат, в его облачении сохраняется тип «одежд римских воинов» (2 ризы - длинная сине-зеленая и охристая короткая, поверх - красный плащ). В гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1722, РГБ, ГЛМ) К. С. показан сообразно описанию в руководстве для иконописцев В. Д. Фартусова - старцем с вьющимися волосами и длинной округлой бородой, в святительских одеждах, но в левой руке держит не хартию, а посох. На минейном офорте на сент. с раскраской в 5 цветов (1730, РГБ) гравер И. К. Любецкий изобразил К. С. с короткими темными волосами и короткой же бородой, в фелони, с омофором, в руке - Евангелие. В епископских одеждах (фелони, омофоре), старше средних лет, с короткой округлой бородой, правой рукой благословляет, с Евангелием в левой К. С. изображен на миниатюре в части месяцеслова на март «Молитвенника с месяцесловом» (50-е гг. XIX в., РГБ ОР. Ф. 218, № 812), созданного по заказу и при участии кнг. М. П. Волконской, под рук. и при участии акад. живописи проф. Ф. Г. Солнцева, худож. Н. И. Похвиснева, Л. Кикиной и др.
В описании святого под 13 сент. в подлиннике сводной редакции, изданном С. Т. Большаковым, К. С. указано изображать в облачении, соответствующем сану, однако неясно - иерея или архиерея: «…средний, рус, власы аки Флор (мч. Флор.- Авт.), риза верх поповское оплечие (фелонь.- Авт.) вохра, у ворота лазорь, патрахиль видеть, испод риза бела, риза святительская»; дополнение к тому, что в состав одежд входит и сугубо архиерейский атрибут - омофор, содержится лишь в качестве оговорки к тексту об облике сщмч. Иулиана Галатийского, чья память празднуется в тот же день: «…риза поповская Корнилиева с амфором» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 29). На прориси в лицевой части этого же подлинника К. С. показан средовеком с недлинной бородой, на нем священническое облачение (фелонь, епитрахиль), в покровенной фелонью левой руке держит кодекс, правой - благословляет, омофор отсутствует (см.: Там же. Лицевые святцы. С. 6). В подлиннике из собрания Г. Д. Филимонова (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 151) говорится о 2 типах изображения К. С.- святителя средних лет и старца: «…подобием рус, борода не велика, влас с ушей, риза святительская зеленая, испод белый, в руках Евангелие. В минеи пишет: старостию преклонен и сед, от апостола Петра поставлен епископом»; здесь же сказано о том, что «в иных Подлинниках» вместо епископских одежд на нем может быть «риза поповска и патрахиль» (Там же). Традиции изображать К. С. седовласым епископом римского происхождения «с большой кругловатой бородой и курчавыми волосами» следует руководство для иконописцев Фартусова; в хартии святого рекомендуется помещать текст благодарственной молитвы с испрошением милости христианам (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 13-14).